У хакасов «камень счастья», как и «вороний камень» русских, связывался с птицами семейства вороновых. Однако хакасы считали, что магический предмет можно добыть не в самой птице, а в ее гнезде.
БУУДАЛ / ГРОМОВОЙ КАМЕНЬ

Задай шулуун, буудал шулуун, буумал-шулуун, хата, яда, джада, чат-даш, дээр огу, чадатас, сата

Образ «камня дождя» перекликается с поверьями о «камне счастья». Порой эти предметы подменяли один другого, а их магические функции смешивались.
Тувинцы-тоджинцы считали, что «камень счастья» можно найти в области сердца зверя или птицы. Кроме того, у тувинцев существовала вера в некую субстанцию — эртине / эрдэнэ («сокровище»), приносящую человеку счастье и удачу. Эртине размещалось в верхнем мире, в пасти громовержца — дракона Улу. На земле, в среднем мире, ее заменяли девять ценных металлов и камней (золото, серебро, нефрит, коралл, жемчуг и др.). «Сокровище» аккуратно хранили в сундуке. Бытовало убеждение, что эртине в виде цветного камня может находиться внутри змеи, которая способна его отрыгнуть. Такое эртине являлось сильным лекарственным средством. Сходное поверье известно и у бурят.
У алтайцев эрдинэ воспринималось как светящееся вещество. Обычно оно было белого цвета, но встречались и другие оттенки. Эрдинэ находили в муравейнике. Обнаружить его мог далеко не каждый. Брать эрдинэ следовало, только завернув в белую и черную ткань, а хранить - тайно. Чудесное вещество алтайцев напоминает «муравьиное масло» якутов — кымырдағас хаjаға, имеющее вид аморфной, текучей массы. «Муравьиное масло» служило чудодейственным лекарством и выступало залогом счастья.

У якутов также существовал свой «счастливый камень» — дьол maaha или дьоллоох сатата — находили его в орлиных гнездах либо во внутренностях зверей (медведь, волк, собака, олень, лось, корова, лошадь) и птиц (орел, глухарь, утка, гусь). Кроме того, как ни странно, его можно было отыскать в икрах и желудке человека. Камень из человеческих икр нередко имел «детей» – маленькие камешки, доходившие до четырех штук.
У хакасов «камень счастья», как и «вороний камень» русских, связывался с птицами семейства вороновых. Однако хакасы считали, что магический предмет можно добыть не в самой птице, а в ее гнезде. Ворон держал камень для безопасности птенцов.

Близкие представления встречаются и у населения Кавказа. Там «камень счастья» воспринимался как хранитель скота, посевов и урожая, исполнитель желаний, амулет от бесплодия, средство для оживления мертвецов, инструмент для гаданий. У осетин он носил название Цыкурайы фoeрдыг («бусинка, награждающая тем, что у нее просишь»), у грузин — натвриствали («глаз желанный»).
Размеры кавказского волшебного камня колебались от горошины до голубиного яйца. Он был прозрачный с желтым оттенком и светился в темноте. Иногда встречались разноцветные камни. Нередко в качестве чудесного предмета выступали кристаллы хрусталя.
«Камни счастья» добывали из головы или горла ядовитых змей. Змеи же находили их на земле после ливня или града. Для овладения камнем следовало силой отнять его у рептилии. Правда, можно было просто бросить перед змеей кусок красной или синей ткани, что вынуждало ее оставить драгоценность.
Кавказцы хранили волшебный камень, подобно тюркам и монголам, скрытно, соблюдая строжайшую тайну, завернув в шелк или войлок и положив в три и более ларца.

Камень найден в горах Их-Сайхан-Нуруу в Монголии.

Камень природного, а может быть и внеземного происхождения - остается загадкой.

 

 

Цена 3 500 руб.

 

 

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

 

Top sites Pokrov