Традиционный монгольский пояс. У бурят-монголов такой пояс часто является атрибутом шаманского костюма.
МОНГОЛЬСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ПОЯС

Обязательной принадлежностью мужского халата бурят-монгольских и коренных сибирских народов были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Утилитарная функция пояса - подпоясывать прямой по крою мужской халат. Пояс при этом удерживал тепло, что было немаловажно при верховой езде.

Мужские халаты шились без карманов, поэтому, подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности. Пояс выполнял роль своеобразного корсета, ибо при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от холода.

Традиция, по которой пояс был обязателен для мужчин, восходит к древнему охотничьему быту. Кожаный пояс с зубом марала, когтями добытого зверя был призван помогать охотнику. Подобные пояса сохранились и встречаются у таежных эвенков.

У бурят-монголов такой пояс часто является атрибутом шаманского костюма.

Пояс изготовлен из натуральной бычьей кожи с тисненным узором. На пряжке изображение в виде коня, несущего на спине чинтамани (чандмань) – магический кристалл или три драгоценности (Гурбан эрдэни), представляющие тело, речь и ум. Конь этот называется Хийморь / хийморин (монг. хий морь) - конь-ветер, символ человеческой души, жизненной силы, удачи и благополучия в традиционных верованиях народов Внутренней Азии.
 На металлических деталях изображены сверхъестественные животные четырёх направлений - это  гаруда, дракон, лев и тигр.
Будучи магическими созданиями, эти животные способны рассеять «четыре великих страха», связанных с рождением, болезнями, старением и смертью. С точки зрения геомантии они представляют гармоничное сочетание природных духов земли.

Длина ремня регулируется, ширина ремня 8 см.
Натуральная кожа.

Монголия

Цена 6 000 руб.

 

Наборные пояса носили в Монголии, в Иркутской области, а также баргузинские, тункинские и агинские буряты. До наших дней дошли единичные экземпляры, хранящиеся в музейных коллекциях. К наборному поясу прикрепляли колечки, фигурные пластины, к которым подвешивался нож, огниво. Орнаментировка пластин - старинные: круги, треугольники, зигзаги и их комбинации; поздние - изображения драконов, рыб, лотоса, замкнутого узла - улзы. К кожаному поясу подвешивали колчан, налучник со стрелами и луком, предметами вооружения. Богато убранный пояс, колчан и налучник - предмет особой гордости бурята и монгола.

В "Материалах по телеутскому шаманству" Н.П. Дыренковой, между говорится, что «кäр -балык» - "необходимый спутник шамана в его опасных путешествиях". Прежде чем отправиться к земным, небесным или подземным духам, во время шаманских действий шаман призывает чудовище-рыбу «кäр -балык».

У монголоязычных народов, наблюдалось особое отношение к поясу мужчин, как и к головному убору. Это один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства.

 
 
Наборные пояса носили в Монголии, в Иркутской области, а также баргузинские, тункинские и агинские буряты. До наших дней дошли единичные экземпляры, хранящиеся в музейных коллекциях. К наборному поясу прикрепляли колечки, фигурные пластины, к которым подвешивался нож, огниво. Орнаментировка пластин - старинные: круги, треугольники, зигзаги и их комбинации; поздние - изображения драконов, рыб, лотоса, замкнутого узла - улзы. К кожаному поясу подвешивали колчан, налучник со стрелами и луком, предметами вооружения. Богато убранный пояс, колчан и налучник - предмет особой гордости бурята и монгола.

У монголоязычных народов, наблюдалось особое отношение к поясу мужчин, как и к головному убору. Это один из сакральных дополнений костюма, символ мужской чести и достоинства.

Немаловажную роль играл пояс в обрядах. Пояс был не только знаком его чести и достоинства, но порой становился выражением отношений. Старинный обычай обмена поясами (бэhэ андалдаха) совершался как акт установления дружеского союза или побратимства, или как часть разработанного сценария с ритуальными действиями по случаю брачных союзов. В таких случаях пояса выступают как символы закрепления дружеских, побратимских и родственных отношений. Обменявшиеся поясами становились друзьями, побратимами или сватами. Нередко побратим становился выше родных. Часто при установлении побратимства обменивались не только одним поясом, а целым поясным набором, включающим нож в ножнах, табакерку, иногда седло и даже скакуна. Если учесть, что эти предметы изготовлялись или украшались драгоценными камнями и металлами, то их материальная ценность была велика. Потомки, соблюдая обычай, с почтением относились к побратимам своих отцов и проявляли к ним сыновнее почтение и уважение.

С поясами были связаны определенные запреты. Считается, что пояс удерживает жизнь в человеке. Сняв с себя пояс, обязательно завязывают его посередине узлом и после этого вешают высоко на гвоздь или крюк. Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрезать, отрывать.
 

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

 

Top sites Pokrov