На спине и рукавах шаманского костюма 108 змей «могой».
ШАМАНСКИЙ КОСТЮМ "ОНГО-ХОРДУТ"

На спине костюма арын хамгаалалт (эргивлен / иргивлен / архалан / архалиг) - металлическая пластина или своеобразный «щит» шамана, так называемый «глаз спины» (кёхсюн харага), так как спина считается наиболее уязвимым местом шамана. Кроме того, спина шамана, в этом случае выступает и символом мировой оси. Что напрямую указывает на главную цель шамана - поддержка гармонии и равновесия в мире.
На эргивлене два символа, напоминающих «Инь-Ян». Но эти символы только похожи на него, на самом деле такой знак трактуется как «рыбы, никогда не смыкающие глаз». Эти рыбы символизируют бдительность и осторожность, разум и мудрость. Считается, что «рыбы не смыкающие глаз» непрерывно следят за миром. Для шамана это свойство и символизм чрезвычайно важны, особенно со спины.

На плечах костюма Танказэ (далабши) - «плечевая кость» или «кости предплечья» - металлические пластины, защищающие руки шамана и символизирующие летящих птиц - духов шамана. Когда шаману приходится проходить по дремучим лесам нижнего мира, ветви ударяют в лицо и приходится защищаться от них, подставляя руку с этими пластинками. Когда шаману приходится ползти по земле, они также защищают руки, когда же на пути шамана возникает непреодолимое препятствие, то духи шамана - птицы переносят его на другую сторону.
В центре плечевых подвесок огонь - дух-помощник, источник силы, который представляет собой Гол -  средоточие всего, сердцевину бытия, где сливаются земля и небо. Шаманы используют его как образный вход, центр, через который шаман спускается в нижний мир. Кроме пламени таким средоточением может являться солнце, месяц, прорубь, дупло, нора и т.д.

На груди  металлическая пластина в виде сердца Гол Цєм, которая оберегает сердце шамана от враждебных духов и является вместилищем его жизненной силы.
В центре орнамент хас тамга (свастика), который также называется «Печатью Сердца», трактуется как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, "завинчивается" с целью управления различными силами.

Полые колокольцы на подвесках костюма символизируют «железные перья» и являются одной из разновидностей защиты и символом способности «летать».

На спине и рукавах костюма 108 змей «могой». Они считаются сильными духами-защитниками, так как наравне с конями используются для шаманского путешествия в нижний мир и защищают плечи, спину и бока шамана от нападений злых духов.
Змеи сами по себе страшны, и, чем больше их на шаманском костюме, тем свирепее и ужаснее кажется вид шамана в потустороннем мире. Устрашающий вид также является оружием шамана, приводящим в трепет и духов болезней - аза, и духов смерти - четкеров, и в борьбе другими шаманами.  Кроме того, способность змей проникать в любые, даже самые маленькие щели помогает шаману в отыскании болезни и ее отпугивании.

Подол костюма также является вместилищем хтонических существ, обитателей нижнего мира. Поэтому там расположены металлические колокольцы для привлечения помощников и отпугивания злых духов.

Ткань, натуральная кожа, металл.
Головной убор и сапоги в комплект костюма не входят.

Ручная работа.

Цена 65 000 руб.

 

На спине шаманского костюма Арын хамгаалалт (эргивлен / иргивлен / архалан / архалиг)

Змеи наравне с конями используются для шаманского путешествия в нижний мир и защищают плечи, спину и бока шамана от нападений злых духов.

Подол костюма шамана является вместилищем хтонических существ, обитателей нижнего мира.

Устрашающий вид шамана является оружием приводящим в трепет и духов болезней - аза, и духов смерти - четкеров, и в борьбе другими шаманами.
 

В этнонимах термин онго - это понятие «дух», «дух-предка». Согласно легендам и текстам призываний, шаманский род Хордут в древности вышел из Монголии и дал начало шаманскому корню белых и черных хордутов. В мифологии онго-хордуты обращаются в медведя и изо рта, ушей и пальцев у них выходят змеи. Они ездят на медведях, а с собой на поводу водят существо, похожее на льва.
Сегодня это название указывает лишь на наследственную магическую силу, полученную от бога-громовника. В качестве громовника часто выступает Орел. Его ментальный образ связан с распоряжением погодой, громом, молнией, дождем, волшебством, вызыванием дождя. Громовник наделяется высоким мифологическим статусом мироустроителя. Отнесение его к двум сферам бытия - жизни и смерти, неба и подземелья, огня и воды характеризует его в качестве главного шаманского духа-покровителя.

В шаманском мировоззрении облик человека - лишь оболочка, которую можно сменить: отсюда рассказы о людях, превращающихся в медведя, рыбу, оленя, птицу, морского зверя или ведущих свое происхождение от них. Поэтому шаманский костюм и есть такая оболочка, способствующая к перевоплощению.

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

 

Top sites Pokrov