Майхабши (майхобши) - шаманская шапка с кистью залаа, вышитыми глазами, шторками-харабши и тремя зогдор ниспадающими на спину.

МАЛГАЙ С ХАРАБШИ / МАЙХАБШИ
Шапка с наглазником (hарабши, залаа (кисть).

Головной убор шамана – неотъемлемый атрибут в шаманском одеянии. Майхабши (майхобши) - шаманская шапка с красной кистью залаа, вышитыми глазами, шторками-харабши и тремя лентами-зогдор, ниспадающими на спину.
Майхабши белого цвета означает, что шаман может подниматься на небо и путешествовать по среднему миру и камлать, обращаться с просьбами к этим духам.

Ленты с бубенцами и кисточками символизируют шаманские "дороги" по мирам Вселенной, а также многоголовых пестрых змей - помощников шамана.
Изображение глаз символизирует глаза входящего в тело шамана онгона. Во время транса глаза шамана закатываются, и вселившийся онгон уже начинает смотреть на этот свет с помощью глаз на шапке. Это отличительная черта тэнгрианских шаманов.
Харабши на передней части, закрывающая лицо шамана - это способ отгораживаться от реальности среднего мира. Харабши служит также дополнительной защитой от неблагоприятных духов и обеспечивает некоторую защиту. Существует мнение, что это защита скорее для окружающих, ибо лучше не видеть глаза шамана во время камлания.
Красная кисть на макушке Улаан Залаа / заалма символизирует лучи солнца, также это защита от злых духов. Считается, что когда злой дух пытается войти в тело шамана он ударяется об пластину в центре залаа и соскальзывает по ниткам вниз. Именно поэтому в пластине не допускаются отверстия и на ниточках узелки.
Существует традиция во время общественных жертвоприношений привязывать белый хадак на кисть шаманской шапки. Это делают представители рода или семьи в знак признания, уважения шамана. За это шаман упоминает их имена в своих молитвах (дурдалга).


 

Ручная работа.

 

 

 

 

 



 

 

 

   

Цена 8 000 руб.

 

Майхабши белого цвета означает, что шаман может подниматься на небо и путешествовать по среднему миру и камлать, обращаться с просьбами к этим духам.

Головной убор шамана. Ленты с бубенцами и кисточками символизируют шаманские "дороги" по мирам Вселенной, а также многоголовых пестрых змей - помощников шамана.

Существует традиция во время общественных жертвоприношений привязывать белый хадак на кисть шаманской шапки.

 

Шаргай-нойон-баабай, Улаан Залаа и Буха-нойон-баабай - три главных покровителя шаманства. Согласно поверью, они присутствуют (духовно) в Саянах, наблюдая за деятельностью шаманов всего мира. Они выбрали для союза некоторых великих шаманов, так что ныне в этих горах обитают девяносто девять духов великих шаманов. Эти духи не только определяют наследование шаманского корня удха, но и дают духам-удха позволение призывать следующих шаманов, зачиная тем самым новые родословные. Поэтому всякое шаманское призвание так или иначе связано с их деятельностью.
Шаргай-нойон-баабай самолично отвечает за безопасность всех шаманов.
Буха-нойон-баабай («бык господин батюшка»). Ему поклоняются почти все шаманы, и он считается предком по крайней мере двух бурятских племен (булагатов и эхеритов).
Улаан Залаа (с красной шаманской меткой) дух — охранитель мальчиков.

Шаргай-нойон-баабай, Улаан Залаа и Буха-нойон-баабай, при случае всегда вмешиваются в происходящее на земле, чтобы возродить шаманские традиции, когда им угрожает опасность или когда они искажаются. 

 

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

 

Top sites Pokrov