Очаг / голомт -ритуальный атрибут. Почитание и призывание хозяина огня – обязательная часть почти всех обрядов, связанных с домом, свадьбой, хозяйством, плодородием и особенно деторождением.

ОЧАГ / ГОЛОМТ
Ритуальный атрибут

Дом связан с идеей священного пространства, развивающегося вокруг очага — оси мира, подобно тому как мир вращается вокруг Полярной звезды (Алтан гадас).
Жилище в своей пространственной организации уподобляется человеческому организму: различные его части отождествляются с членами и органами тела (крыша - голова, окна - глаза, очаг - сердце дома).

Образ очага является олицетворением появления новой семьи, объединяет двух любящих и создает образ единого целого.
Горячий очаг в жилище является символом стабильности, разрушенный таган, равно как и перевернутый котел, имеют негативное значение, выступая метафорой несчастья, хаоса, смерти.

Также неотъемлемая часть очага - треножник для подвешивания котла. Символ треножника имел очень большое значение в духовной культуре наших предков. Одна нога треножника символизировала хозяина дома, другая - хозяйку, третья - овцу, как символ благополучия.

В современных условиях в доме обычно нет очага, поэтому для почитания хозяев очага и огня часто используют символические предметы.
Для поклонения очагу ежедневно в тагане или в чашке разводят огонь (обычно ставят туда свечку) на любое, даже очень короткое время. Существуют простые ежедневные подношения первинкой пищи хозяину очага, их может совершать каждый человек.
Также есть более сложный обряд почитания хозяина очага с приглашением шамана. Он устраивается в том случае, если нужно оживить (пробудить) очаг в новом доме, либо возродить забытый (потухший) очаг, либо очистить уже существующий оскверненный очаг. На обряд готовят зула тахил (поклонение, при котором готовится жертвенник с подношениями: забеленным чаем, белой пищей, архи, молоком, зула-лампадками, хадаком, шелком, рубашкой).

Почитание и призывание хозяина огня – обязательная часть почти всех обрядов, связанных с домом, свадьбой, хозяйством, плодородием и особенно деторождением.

В комплекте четыре предмета. Медь, латунь.
Общая высота - 9 см.
Монголия

 Очаг - ритуальный атрибут 1 400 руб.

Почитание и призывание хозяина огня – обязательный атрибут почти всех обрядов, связанных с домом, свадьбой, хозяйством, плодородием и особенно деторождением. В современных условиях в доме обычно нет очага, поэтому для почитания хозяев очага и огня часто используют символические предметы. Горячий очаг в жилище является символом стабильности, разрушенный таган, равно как и перевернутый котел, имеют негативное значение, выступая метафорой несчастья, хаоса, смерти.  
     
  Очаг - главный сакральный объект каждого человеческого жилища, начиная с тех самых пор, когда человек научился добывать огонь, поддерживать его постоянно и сделал его символом своего дома. Кочевники очагу, находившемуся в центре юрты, придавали особое значение как сакральному месту в жилищном пространстве.
Огонь считается частицей солнца, огня небесного. Очаг является как бы обиталищем духа огня, из-за чего он также обретает статус сакрального почитаемого объекта. Поэтому в благопожеланиях хозяйка очага зачастую выступает в образе женщины, подпоясанной железным обручем.

Благопожелание очагу:

Пусть зола твоя, подобная талкану,
Не будет разбросана,
Пусть твой каменный очаг будет устойчивым.
Пусть твой таган с тремя подпорками
С горячим казаном не расстается!


После произношения этого молитвенного текста благословляющий совершает окропление огня. В этом благопожелании внимание уделяется очагу, треножнику, затем исполняющий обряд напрямую обращается к самому духу огня, характеризуя его портретный образ.

Тридцатиголовая мать-огонь,
Как ветвистый цветок дева-мать,
С постелью из собранной золы,
Мать-огонь, имеющая пуповину в небе,
С поясом из железного тагана,
С лицом цвета маральника,
Со сверкающими глазами,
Смуглолицая, мать-огонь,
С исчезающе-возникающим лицом.

В мифологических рассказах очаг рассматривается как постель огня, имеющая изголовье, бока и изножье. Согласно традиции, у изголовья очага положено привязывать освященные ленточки, на сооруженный небольшой «алтарь» класть нутряной бараний жир и веточку можжевельника. Золу почитали как постель огня, поэтому ее нельзя выносить вечером, так как с ней может уйти благополучие дома, нельзя ее высыпать там, где ходят люди, поэтому для золы выбирают специальное место.

В мифологических рассказах повествуется, что огонь, очаг как антропоморфное существо может самостоятельно стуком передать хозяевам информацию о грозящей беде. Хозяева дома всегда прислушивались к тому, как горят в огне дрова. Если слышался свист, то это означало, что у духа огня хорошее настроение, а хозяину предстояло услышать хорошие вести и принимать гостей.

 
     

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

 

Top sites Pokrov