Окуривание дымом арса особенно распространено в Южной Сибири. В Туве этот вид можжевельника называется артыш и является обязательным компонентом ритуально-обрядовой практики. Любое лечение начинается с обряда окуривания — очищения от нечисти. Вообще, любое место, где могут оказаться недобрые силы, обязательно окуривается

МОЖЖЕВЕЛЬНИК / АРСА
Артыш, нэхэрхэн, арчын, арц

Окуривание дымом арса особенно распространено в Южной Сибири. В Туве этот вид можжевельника называется артыш и является обязательным компонентом ритуально-обрядовой практики. Любое лечение начинается с обряда окуривания — очищения от нечисти. Вообще, любое место, где могут оказаться недобрые силы, обязательно окуривается .
В работах, посвященных анализу шаманского реквизита в Туве, обычно большое внимание уделяется костюму, бубну, зеркалу и изображениям духов, артышу значение, как правило, не придается. Тем не менее, лампада с порошком сухих веточек артыша или сами подсушенные веточки являются одним из важнейших атрибутов тувинских шаманов.

Шаманский сеанс обычно начинается с окуривания артышем. Шаман зажигает лампаду или поджигает веточку и очищает, прежде всего, себя и инструменты. Делает он это обычно в определенной последовательности обводя лампадой вокруг предмета 3 или 9 раз по солнцу: сначала колотушка, потом головной убор, который сразу после этого надевается на голову, затем бубен, и, наконец, сам очищается, проводя ногами над тлеющим артышем — три раза левой ногой, затем также правой и снова левой два раза.
Человека пришедшего за помощью к шаману перед обрядом тоже очищают, проводя круги по солнцу вокруг лица и сложенных перед ним рук. Если проводится большой обряд, священным дымом очищают подобным образом всех присутствующих. При этом, во время обряда можжевельник постоянно должен тлеть, чтобы он не потух, следит либо сам шаман, либо помощник, выбранный из числа присутствующих.
Артыш должен гореть постоянно только в помещении, на открытом воздухе это не обязательно. В прежние времена дым можжевельника более активно использовали для контакта с миром духов. В представлении тувинских шаманов артыш помогает контакту с духами, также как такие абстрактные не персонифицированные понятия как ум, свет, звук, чистота.

Применение:
* для окуривания помещений во время обрядов и медитации;
* для снятия сглаза, наговоров, порчи, страха и энуреза у детей (дым арса снимает чужие биополя, для этого человек окуривается слева направо в три круга;
* для очищения дома (квартиры) от патогенной энергии и фантомов;
* для защиты жилища от врагов;
* при ревматизме ветки арса используют для ванн. Эти процедуры успокаивают и снимают боли;
* при гриппе применяют отвар травы внутрь и окуривание дымом;
* арса обладает сильным фитонцидным действием. Он убивает болезнетворные бактерии, тем самым дезинфицируя помещение при окуривании, дым арса очень полезен для лёгких.

Окуривание: Необходимо подержать конец пучка на пламени свечи или костра пока конец пучка не заалеет, потом нужно задуть огонь, пучок начнет тлеть.
При окуривании человека или помещения можно использовать веер или пучок перьев, направляя струю дыма в нужную сторону, либо размахивать самим пучком по часовой стрелке.

Приготовление отвара: взять одну веточку арса на 0,5 л кипячёной воды, настоять на медленном огне 0,5 - 1 час. Пить по 100 - 150 мл два раза в день.
Для защиты своего жилища, тувинцы например, обязательно вешают веточку арса у входа в юрту, таким образом они защищают своё жилище от злых духов и несчастий.

Кроме того шаманы и ламы-врачеватели применяли арса для снятия страха у детей.
Для этого они окуривают детей (три круга против часовой стрелки), используют специальную курильницу. В это время они находятся в медитативном состоянии - в состоянии безмолвия (феномен пустой головы).

Арса хорошо сочетается в сборах. При введении арса в успокоительный сбор действие отвара усиливается в 10 раз. Через определенное время происходит мгновенное расслабление тела. Теряется ощущение физического тела.
 
200 - 250 гр. Цена 350 руб.

 
  Сэржим можжевельником
Как и в случае сэржима чаем, шаман готовит сэржим арсой (артышом) для чьих-то нужд. В Монголии и Сибири священный дымокур арса (можжевельник) держат при себе в больших количествах, поскольку часто приходится просить шамана совершить такого рода сэржим отдельно либо вместе с другими его видами. Готовя такой сэржим, шаман заговаривает несколько полных ложек можжевельника, призывая духов и прося их наделить траву силой для достижения определенной цели. Затем шаман заворачивает можжевельник в бумагу. Заказчик будет понемногу сжигать траву ежедневно, пока она не кончится, тем самым подпитывая заговоренное в артыше желание.
 
 

   


All Rights Reserved. Все права защищены.
etnografia@list.ru

© 2004
-2024

 

Top sites Pokrov